Рынок приема платежей на рубеже 2024-2025: изменения в законодательстве в контексте ФЗ-303
14-16 ноября 2024 года в Сочи состоялась традиционная встреча Межрегионального форума независимого ритейла «Территория возможностей».
В числе спикеров – генеральный директор платёжного сервиса «Центр Управления Платежами» Алексей Лупанов. Одно из ключевых направлений ЦУП последних лет – сотрудничество с салонами мобильной связи.
Ниже на странице можно увидеть полную версию выступления – в видеоролике. В тексте – тезисно изложены основные моменты.
Активное взаимодействие платежного сервиса ЦУП с мобильными ритейлерами началось в 2022 году, когда ЦУП предложил салонам связи расширить спектр услуг за счет приема платежей наличными.
Совместная работа и переговоры показали, что главный интерес салонов связи состоял не столько в получении дополнительной прибыли с платежей, а в привлечении потока клиентов в оффлайновые точки продаж.
После отзыва лицензции у банка «Киви» вся ответственность за инфраструктуру по приему платежей легла на платежный сервис ЦУП, т.к. компания фактически оказалась единственной, способной обеспечивать технологическое сопровождение этой сферы и выстраивать взаимодействие крупными банками и операторами связи.
К ноябрю 2024 года партнёрская сеть ЦУП насчитывает:
- Более 4500 салонов связи, которые участвуют в приеме платежей наличными,
- 902 терминала, работающих с комиссией,
- 437 точек спецпроекта Теле2,
- 1567 рабочих мест кассира РМА в салонах связи без интеграции с 1С,
- 1639 точек, работающих по модели 1С - ЦУПеркасса.
Один из первых кейсов внедрения платежной инфраструктуры в салоны связи – компания «Точка связи», г. Ессентуки. Внедрение модуля ЦУП позволило компании увеличить прибыльность бизнеса, видеть и контролировать статистические показатели работы.
Платежный сервис ЦУП обеспечил для партнёрской сети ежемесячные показатели:
- 700 000+ человек оплачивают услуги операторов мобильной связи,
- 30 000+ клиентов погашают кредиты, займы МФО, карты рассрочки, оплачивают счета Ростелекома
Всего: 7 000 000+ платежей на сумму 3+ млрд. руб. через салоны связи в течение 10 месяцев!
- 750 млн. руб – через терминалы с комиссией,
- 1,1 млрд. руб. – РМА ЦУПеркасса,
- 1,3 млрд. руб. – 1С – ЦУПеркасса.
Высокую эффективность показали модели проведения платежей без комиссии с плательщика. Такая схема привлекает большое число клиентов в салоны связи и выступает хорошей альтернативой баннерной рекламе и другим привычным маркетинговым инструментам. Платежи без комиссии дали 4 млн. транзакций на сумму 1,5 млрд. руб.
Среди успешных направлений работы – внедрение бесшовной интеграции модуля ЦУПеркасса с МТС ЕПО для салонов-франчайзи МТС: прием платежей и работа с инструментами МТС для партнеров – в одном окне. Мы внедрили прием платежей без комиссии более чем в 2000 салонах франчайзи Мегафон и Yota.
Все эти успешные кейсы позволили подготовиться к грядущим изменениям в законодательстве и новым требованиям 303-ФЗ с обязательной идентификацией плательщиков. Контроль идентификации держателей сим-карт коснулся непосредственно рынка приема платежей.
Чтобы своевременно подготовить техническую инфраструктуру платежный сервис ЦУП с августа работает с Центральным Банком России, Министерством цифрового развития, крупными операторами связи.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2024 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2025 года прием платежей и в салонах связи, и на терминалах самообслуживания осуществляется с полной идентификацией плательщика.
Платежный сервис ЦУП вместе с регулирующими организациями работает над вопросом, как можно упростить модель приема платежей с верификацией, чтобы конечный потребитель чувствовал себя максимально комфортно при оплате мобильной связи. Это актуально для пользователей, которые неуверенно работают с банковскими приложениями и онлайн сервисами и предпочитают традиционные способы оплаты наличными (в первую очередь, люди старшего поколения и жители отдаленных районов, в которых интернет работает нестабильно и не обеспечивает 100% покрытия территории).
Один из возможных путей упрощения: оператор по проведению платежей ЦУП берет на себя ответственность за сбор, хранение и обработку персональных данных пользователей и, используя свои технически возможности, предлагает схему более простого, быстрого и безопасного обмена данными для пользователя, а также полное соответствие законодательству. Мы делаем это для того, чтобы сохранить клиентопоток в салоны связи.
Специальный гость форума «Территория возможностей» и содокладчик – Вилен Афанасьевич Ли, руководитель монобрендовой сети МТС. Он поделился комментариями по поводу изменений работы операторов мобильной связи в контексте актуальных изменений федерального законодательства. Главная идея – изменения в регулировании приведут к оздоровлению и очищению рынка мобильной связи, снижению конкуренции, уходу с рынка сомнительных игроков и за счет этого - к улучшению качества услуг.
Генеральный директор платёжного сервиса ЦУП Алексей Лупанов подробно раскрыл ближайшие переспективы трансформации бизнеса и предложил техническую и консультационную поддержку индивидуально для каждого проекта.
Готовы ответить на все вопросы по горячей линии для партнёров: 8 800 302 04 51
Полная версия выступления – в видеоролике.